Администрация Карачевского района

г.Карачев, ул.Советская, 64, эл.почта:inbox@karadmin.ru

Get Adobe Flash player

Новые материалы сайта

Экономика

1

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

МО «Карачевский район»

 на 2009–2013 годы

Утверждена Караческим районным Советом народных депутатов

от 24.12.2008 года № 3-622

Карачев, 2008


Содержание

Паспорт программы.

1. Социально-экономическое положение и основные направления развития Карачевского  района.

1.1 Социально-экономическое положение Карачевского района.

1.2 Основные проблемы социально-экономического развития Карачевского района.

1.3 Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения.

2. Цели, задачи и сроки реализации программы.

3. Система программных мероприятий.

4. Механизм реализации программы..

5. Ресурсное обеспечение программы.

6. Оценка результативности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

7. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации.

Приложение I

Приложение II

Приложение III

Приложение IV


Паспорт программы

 

Наименование Программы

Межмуниципальная комплексная Программа социально-экономического развития МО «Карачевский район» на 2009–2013 годы

Основание для разработки Программы

 Распоряжение администрации Карачевского района от14.04.2008г.№ 154-р «О разработке комплексной программы социально-экономического развития Карачевского района на 2009–2013 годы»

Заказчик Программы

Органы местного самоуправления района

Разработчики Программы

Администрация Карачевского района, отраслевые бюджетные учреждения, администрации поселений, предприятия (по согласованию)

Основная цель Программы

Формирование устойчивой тенденции социально-экономического развития МО «Карачевский район» на период 2009–2013 годов, позволяющей в долгосрочной перспективе достичь показателя среднего уровня жизни в Брянской области и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и дорожно-транспортного потенциала  на базе реализации «оптимального» сценария развития района

Основные задачи Программы

Увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления экономики.

Реализация конкурентных преимуществ района через  развитие приоритетных видов экономической деятельности, в которые входят:

развитие электронной и электротехнической промышленности;

развитие производства строительных материалов;

развитие обрабатывающих производств;

Обеспечение дополнительных доходов бюджета района.

Развитие различных форм малого бизнеса, потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг.

Формирование устойчивой тенденции развития агропромышленного комплекса, позволяющей в долгосрочной перспективе полностью обеспечить потребности района в качественных продуктах питания.

Развитие рекреационного сектора.

Повышение уровня доходов населения.

Повышение уровня здоровья населения.

Удовлетворение потребности населения в образовании, социальной обеспеченности.

Обеспечение занятости населения и достойных условий труда.

Повышение рождаемости, сокращение естественной убыли населения и числа выбывших  с территории Карачевского района.

Сроки и этапы реализации Программы

2009–2013 гг.

Перечень основных мероприятий Программы

Экономический комплекс:

Архитектура и градостроительство

Развитие производственного сектора экономики

Развитие потребительского рынка

Развитие сельского хозяйства

Развитие инженерной инфраструктуры:

Газификация

Перевод объектов на природный газ

Водоснабжение

Улучшение экологической обстановки.

Социальное развитие:

Развитие здравоохранения

Развитие образования, в том числе демографическое развитие

Развитие культуры

Развитие физической культуры и спорта

Решение вопросов местного значения в поселениях:

городском и семи сельских

Исполнители основных мероприятий Программы

Администрация Карачевского района и администрации поселений, органы исполнительной власти Карачевского района, производственные предприятия и учреждения непроизводственной сферы района, исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от  21 июля 2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Объемы и источники финансирования Программы

Суммарный объем финансирования Программы в  2009–2013 годах (в ценах 2007 года):  9943,922 млн. рублей

в том числе:

средства районного бюджета — 8,195 млн. рублей

 бюджеты поселений (по согласованию)-119,182 млн. рублей ), из них:

Карачевского городского -        19,612млн. рублей

Бошинского сельского -            18,700 млн. рублей

Вельяминовского сельского -    0,800 млн. рублей

Верхопольского сельского -    41,000 млн. рублей

Дроновского сельского -             2,540 млн. рублей

Мылинского сельского -             1,855 млн. рублей

Песоченского сельского -            2,800 млн. рублей

Ревенского сельского -                4,890 млн. рублей

в разделе «экология»    -                        8,100 млн. рублей

в разделе «образование» -                     5,810 млн. рублей

в разделе «культура»  -                       13,075 млн. рублей

собственные и заемные

 средства  предприятий -                8913,869 млн. рублей

 иные источники (по согласованию):

 областной бюджет -                         902,676 млн. рублей

Система организации контроля за исполнением Программы

Администрация Карачевского района осуществляет контроль  за своевременным и полным проведением мероприятий и  проектов Программы.

Исполнители Программы представляют в администрацию района отчеты о фактически использованных финансовых средствах в соответствии с нормативными документами.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Достижение к 2013 году:

уровня объема отгруженных товаров, работ, услуг на занятого в экономике возрастет до 139150 рублей (в ценах 2007 года);

инвестиций на душу населения в размере 9161 рубль; уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в размере 17861 рублей (в ценах 2007 года);

поступление дополнительных платежей в бюджеты всех уровней в объеме 44,1 млн. рублей;

увеличение объема производства промышленной продукции в 2,0 раза до уровня 1,330 млрд. рублей (в действующих ценах 2013 года);

завершение строительства основного ядра объектов обрабатывающих производств;

создание 0,4 тысяч новых рабочих мест.

1. Социально-экономическое положение и основные направления развития Карачевского  района

1.1 Социально-экономическое положение Карачевского района

Географическое положение

Муниципальное образование «Карачевский район» расположено в восточной природно-экономической зоне Брянской области, его площадь — 1408 кв.км. Протяженность территории с севера на юг −55 км, с запада на восток — 40 км. Карачевский район граничит с юга и юго-запада с Навлинским и Брянскими районами, с севера и востока с Калужской и Орловской областями.

            В состав муниципального образования «Карачевский район» входят городское и семь сельских поселений.

            Климат муниципального образования умеренно континентальный, с теплым летом и умеренно холодной зимой. В течение года осадки распределяются неравномерно.

            Полезные ископаемые — торф (пос. Теплое), глины, трепел, мергель (пос. Дунаевский), пески для дорожно-строительных работ (д. Мылинка, д. Песочня).

Леса занимают 27,5% территории района в северной и северо-западной его частях.

Население

На территории муниципального образования «Карачевский район» проживает 36,4 тысячи человек — 2,8% населения Брянской области. Удельный вес сельского населения составляет  45,6%. Общее число населенных пунктов муниципального района — более 120. Среди них административный центр района — г. Карачев с населением 19760 человек.

           

Транспортная доступность

По территории муниципального образования проходит железнодорожная ветка Московской железной дороги.

 Через г. Карачев, пересекая район с запада на восток, проходит автомобильная трасса федерального значения

(А-141 «Орел — Брянск — Смоленск) ФГУ Упрдор Москва-Бобруйск и дороги местного значения.

Автобусное сообщение по дорогам местного значения обеспечено из районного центра до центра каждого сельского поселения и до большинства населенных пунктов района.

Производственный сектор

По отраслевой структуре Карачевский район является аграрно-индустриальным районом области.

 Положение района демонстрирует устойчивую тенденцию экономического роста практически по всем макроэкономическим показателям.

За период с 2000 года постоянно растет объем отгруженных товаров, работ, услуг в обрабатывающих производствах — в 2007 году  на 107,5 процента по отношению к 2006 году, что в абсолютных показателях составляет 610,2 млн. рублей.

Структура обрабатывающих производств Карачевского района за 2007 год представлена:

Основной объем продукции обрабатывающих производств обеспечивается крупными предприятиями района — ФГУП «Карачевский   завод «Электродеталь», ОАО «Силуэт»», ОАО «Машины и запчасти». Основные производители пищевой отрасли — ЗАО «Карачевмолпром»,  хлебокомбинат — филиал ОАО «Хлебогор», спиртзавод- филиал «Юрасовский» ОАО «Брянскспиртпром».

На современном этапе экономического развития доле обрабатывающих производств в структуре оборота по всем видам экономической деятельности принадлежит почти треть объема — 28,9 процента. Кроме того, в районе развит сектор торговли и сферы услуг, ему принадлежит 44,5 процента  общего объема оборота. Доля сельского и лесного хозяйства в структуре общего оборота  также значительна и составляет 22,2 процента. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды в общем обороте района составляет 4,4 процента:

            Карачевский район является  производителем и поставщиком многоконтактных электрических соединителей, спецодежды, дисков сцепления для автомобилей и тракторов, технологического оборудования, доильных установок для сельского хозяйства, цельномолочной и спиртовой продукции, стеклянно-елочных украшений, изделий из вторичного сырья — полиэтилентерефталата.

            Положительной тенденцией развития промышленности является увеличение удельного веса видов экономической деятельности с высокой добавленной стоимостью — электронной промышленности, производства спецодежды, пищевой промышленности.

            Эффективность развития промышленности необходимо увеличивать за счет высокотехнологичных, наукоемких промышленных отраслей, ориентированных на удовлетворение внутреннего спроса, импортозамещение и экспорт, а также за счет поддержки производителей, обеспечивающих наиболее высокие показатели роста производства и занятости населения. Ведущим направлением развития района является развитие инновационной деятельности, формирующее систему, обеспечивающую создание, коммерциализацию результатов интеллектуальной собственности, увеличение производства инновационной и наукоемкой продукции.

С каждым годом успешнее развивается малое предпринимательство района.

 Выручка от реализации товаров, работ, услуг в малом бизнесе района составила  за 2007 год  455,9 млн. рублей, что в три раза выше 2006 года.

Малое предпринимательство района многопрофильно.

Пятую часть от общей численности работников, занятых в экономике района, составляет доля занятых в сфере малого бизнеса. Из них более 1200 человек -  индивидуальные предприниматели и около тысячи человек -  работники действующих малых предприятий.

Успешно развивается в малом бизнесе лесопереработка и производство мебели, крахмала, пива и прочей продукции и услуг.

Ключевыми направлениями развития отрасли сельского хозяйства является развитие животноводства, выращивание зерна, картофеля, овощей. Темп роста инвестиций в агропромышленный комплекс из областного бюджета вселяет надежду на укрепление сельскохозяйственного потенциала и нашего района.

            За 2007 год хозяйствами всех категорий по предварительным данным получено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 530,0 млн. рублей (в действующих ценах), в том числе удельный вес сельскохозяйственных организаций составил 25,5%; крестьянских (фермерских) хозяйств — 8,5%; хозяйств населения — 66%.

Транспортный комплекс района, как составная часть экономической инфраструктуры, включает автомобильный, железнодорожный и трубопроводный виды транспорта. В транспортном комплексе района занято более 5 процентов работающего населения.

 Большое значение для экономики района имеет наличие трех предприятий дорожного хозяйства: ФГУ «ДЭП-46», ОАО «Дорожное строительное управление № 6», Карачевский дорожный ремонтно-строительный участок ГУП «Автодор» Рядом с территорией района проходят основные международные автомобильные магистрали, связывающие Россию с Украиной и Республикой Беларусь,— Москва- Киев, через г. Карачев проходит федеральная автомобильная трасса. Железнодорожная станция Карачев является стратегически важным пунктом для города и района.

Связь и информационные технологии относятся к числу наиболее динамично развивающихся инфраструктурных компонентов экономики района.

Высока степень износа основных фондов крупных и средних организаций района, объектов социальной сферы.

Уровень газификации района природным газом по состоянию на 1 января 2008 года составляет 84,2 процента. По уровню газификации район находится на одном из первых мест в области.

За период с 2000 по 2008 годы объем инвестиций в основной капиталв районе значительно вырос и составил 3,3 тыс. рублей на душу населения.  Для района характерен высокий уровень зависимости от инвестиционных программ частных компаний, в результате чего возникает неравномерность притока инвестиций в разные годы. В структуре инвестиций на протяжении нескольких последних лет сохраняется доминирование в сфере торговли. Это обуславливает рост диспропорций в экономическом развитии основных и поддерживающих отраслей, в сельском хозяйстве, других отраслях обрабатывающей промышленности, как наиболее перспективных с точки зрения долгосрочного прогнозирования.

В сфере использования земельных ресурсов в районе не урегулированы права собственности на земли, находящиеся под приватизированными промышленными объектами, что снижает инвестиционную привлекательность. Предлагаемые варианты выкупа и платы за аренду земельных участков пока не создают приемлемых условий для многих предприятий обрабатывающих производств.

 Муниципальный район и поселения практически не обеспечены градостроительной документацией, в первую очередь, документами территориального планирования. Недостаток градостроительной документации в муниципальных образованиях района приводит в реальных условиях к тому, что органы местного самоуправления вынуждены принимать решения, используя материалы, не соответствующие современным социально-экономическим и правовым условиям. В том числе, остается открытым ряд вопросов с подбором инвестиционных площадок.

            Без корректировки существующих проектов генеральных планов поселений и разработки новых документов практически невозможно сформировать в муниципальных образованиях требуемые законодательством правила землепользования и застройки поселений и разграничить полномочия по принятию решений по площадкам между уровнями местного самоуправления.

            По показателю уровня торгового оборота на душу населениярайон занимает уровень ниже среднеобластного (72 процента), что составляет 25898 рублей на человека в год. Оборот розничной торговли к  2007 году увеличился по сравнению с 2001 годом более чем в 2 раза и составил 941,5 млн. рублей. В негосударственном секторе сформировано практически 100 процентов оборота розничной торговли. В структуре оборота розничной торговли района сохраняется, наметившаяся с 2002 года, тенденция снижения удельного веса продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, что объясняется ростом сети крупных организаций торговли.

            Строительством и ремонтом объектов  в районе занимаются коллективы десяти подрядных строительных организаций общей численностью работающих в них более 300 человек различных строительных специальностей. С каждым годом строительство в районе набирает темпы. Строительство ведется как за счет средств бюджета, так и частного капитала. За счет средств бюджета осуществляется большая работа по строительству и ремонту объектов социальной сферы. За счет средств индивидуальных застройщиков строятся и реконструируются индивидуальные жилые дома, ведутся работы по возведению 80 квартирного жилого дома с участием ипотечного кредитования и 24-х квартирного дома, в том числе квартиры и для молодых семей с участием бюджетных субсидий на строительство по областной целевой программе. С учетом сокращающейся численности населения увеличилась обеспеченность населения жильем — если в 2000 г. на 1 жителя приходилось 21,5 кв. м, то в 2007 г.— 23,6.

            Общая площадь жилищного фонда района — 859,5 м 2, доля частной формы собственности — 91,5%. Жилищный фонд благоустроен водопроводом на 92,7%, канализацией на 92,3%; отоплением на 92,9%; оборудован газом на 98,6%; горячим водоснабжением на 76,6%; ваннами на 75,5%.

В городском и сельских поселениях для оказания услуг населению по содержанию жилья, водоснабжению, водоотведению и вывозу ТБО образованы 8 предприятий: 5 муниципальных предприятий, 3 общества с ограниченной ответственностью, одна управляющая компания «Управдом».

            На обслуживании находится 112 многоквартирных жилых домов общей площадью 160 тыс. кв. метров; более 20 км тепловых сетей, 68 артезианских скважин, 204 км водопроводных сетей, 35 км канализационных сетей.

За период с 2005 по 2007 годы объем собственных  доходов районного консолидированного бюджета составил, соответственно: 59,9 млн. рублей (24,5% в общих расходах годового бюджета); 51,9 млн. рублей (18,2%); 66,1 млн. рублей (26,1%). Можно сделать вывод о неустойчивости собственных доходов районного бюджета и высокой доле финансовой помощи от вышестоящего уровня.

 Основной новацией в финансовой сфере стало расширение горизонта финансового планирования и формирование бюджета на три года, начиная с 2007 года.

            Несмотря на то, что в последние годы темпы роста денежных доходов населения района растут высокими темпами, сохраняется существенное отставание величины номинальных денежных доходов населения от среднероссийских (чуть ниже 50 процентов)  и даже среднеобластных параметров (72-75процентов). По итогам 2007 года номинальная начисленная заработная плата составила 6114 рублей и занимает 14 место среди районов области.

            Численность населения с доходами ниже прожиточного уровня сокращается. На конец 2008г. этот показатель составил менее 20 процентов. Размер средней заработной платы значительно дифференцирован по организациям и предприятиям района.

            Население района с начала 90-х гг. до начала 2008 года сократилось на 5 тыс. человек: с 41,5 тысячи до 36,4 тысячи человек.

Проблема подготовки высококвалифицированной рабочей силы на современном этапе развития является ключевой для большинства промышленных предприятий района.

На начало 2008 года численность пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты населения, составила 11,9 тыс. человек, или 32,3 процента от общей численности населения района. Работающих пенсионеров — более 10 процентов от их общей численности, что обусловлено прежде всего сложным материальным положением пенсионеров. Средний  размер  назначенных месячных пенсий за 2007 год составил 3410 рублей, при этом соотношение среднего размера пенсий и величины прожиточного минимума пенсионеров составило 1,3.

Серъезной проблемой является рост инвалидности среди населения. В настоящее время на учете в органах социальной защиты состоят более 5600 человек — инвалидов, из них более 300 — дети-инвалиды.

            Сеть учреждений образования района характеризуется сохранением учреждений «начального уровня» — дошкольных общеобразовательных учреждений и общеобразовательных учреждений, что при значительном снижении школьников и дошкольников привело наш район к резкому росту содержания школьного и дошкольного места и неготовности, в связи с этим обстоятельством, к переходу на подушевое финансирование образовательных учреждений. Вместе с тем, темпы старения и износа зданий образовательных учреждений существенно опережают темпы их реконструкции.

 Продолжается работа по повышению профилактической направленности отрасли «Здравоохранение» МУЗ «Карачевская ЦРБ», в состав которого входят и 18 сельских ФАПов.

            Обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом по району в целом выше, чем в среднем по области и по сравнению с нормативами, однако «дефицит» узких специалистов район испытывает.

            В целях более рационального использования средств и повышения качества оказания медицинской помощи населению проводится оптимизация сети лечебно-оздоровительных учреждений района, продолжается работа по развитию стационарозамещающих форм оказания медицинской помощи.

            Культурное обслуживание населения в районе осуществляют: 14 клубных учреждений, 18 библиотек, музей, 2 учреждения дополнительного образования детей.

            Объекты физкультуры и спорта: 13 спортивных залов, 42 площадки, 1 стадион с трибунами, которые требуют серъезной реконструкции.

Большинство муниципальных образований района в период 2006–2008 гг. продолжает иметь дефицитный бюджет, в связи с этим обстоятельством большинство бюджетов муниципальных образований получает межбюджетные трансферты из областного бюджета.

1.2 Основные проблемы социально-экономического развития Карачевского района

1 Низкий уровень объема отгруженных товаров собственного производства — 1,1% в общем объеме всей области. По уровню объема отгруженных товаров, работ, услуг собственного производства район в 2007 году находился на 7 месте среди 27 районов области, при этом динамика его прироста значительно ниже среднего уровня по области.

2 Низкий уровень инвестиций на душу населения — 3268 рублей за 2007 год — 15 место среди районов области. Это позволяет сделать вывод о крайне низкой инвестиционной активности предприятий района.

3 Низкий уровень среднедушевых доходов. По этому показателю существует значительное отставание района от среднеобластного и среднероссийского уровней — в 2007 году уровень среднедушевых доходов по району составляет 72% от среднеобластного уровня и ниже 50% среднего уровня по России.

4 Значительный износ основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте и дорожном хозяйстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве и в социальной сфере.

            5 Низкий уровень инновационной активности. В районе нет научных центров, лабораторий, внедренческих организаций и прочих объектов интеллектуальной инфраструктуры, которые могут стать точками роста данного направления. Отсутствуют достаточно эффективные связи между наукой и производством и, как следствие, уровень использования научных достижений и инноваций в обрабатывающих производствах района невысокий, что не позволяет эффективно конкурировать в высокотехнологичных видах деятельности.

6 Энергозависимость района от поставок электричества, нефти, газа, угля извне. Отмечается активность в разведке и невысокая инвестиционная активность в разработке и развитии минерально-сырьевой базы района (инвестиционный проект по месторождению глины, трепела и мергеля в Дроновском поселении на производство кирпича, цемента имеется; однако, поиск инвестиций по строительству завода на данном этапе безуспешен).

            7 Недостаточная пропускная способность автомобильных дорог межпоселенческого значения из-за их низкого качества.

8 Территориальная ассимметрия пространственного развития, дифференциация экономического развития восьми муниципальных образований (поселений): обрабатывающие производства на 90 процентов сконцентрированы в Карачевском городском и Бошинском сельском поселениях.

9 Ослабленный уровень развития сельского хозяйства, слабая взаимосвязь на выгодных условиях сотрудничества между производителями сельскохозяйственной продукции и обрабатывающими производствами. Тенденция сокращения поголовья КРС в сельскохозяйственных организациях, поголовья КРС и свиней в личных подсобных хозяйствах по всем поселениям района.

10 Нехватка квалифицированных кадров в обрабатывающих производствах (особенно квалифицированных рабочих) и в АПК. В период 2002–2007 гг. численность занятых в сельском хозяйстве (вместе с занятыми охотой и в лесном хозяйстве) сократилась до 50 процентов, в том числе, по причине оттока наиболее подготовленных специалистов в другие регионы страны и по причине «массовых банкротств» сельскохозяйственных предприятий в относительно короткий период времени без создания на их месте новых рыночных структур.

11 Значительная естественная убыль населения. На начало 2008 г. в районе проживает только 88 процентов населения от уровня начала 1995 г. Общий коэффициент рождаемости в районе снизился вдвое за 1990–2000 г.г. (с 11,5 до 6,2 на 1000 человек населения), остается на протяжении всего постсоветского периода чуть ниже, чем в целом по области; за период с 2000г. до 2007 г  коэффициент рождаемости возрос до 10,2 на 1000 человек населения и сохраняется на уровне среднего областного значения в 2007–2008 г.г.

12 Миграционный отток трудоспособного населения равен 50% численности экономически активного населения района.

13 В районе отмечается ухудшение состояния здоровья населения, обусловленное социально-экономической нестабильностью последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Ежегодно в районе регистрируется рост сердечно-сосудистых, костно-мышечных, онкологических заболеваний и заболеваний эндокринной системы.

14 Низкий уровень финансирования отраслей социальной сферы. Из-за дефицита бюджетных средств процесс развития объектов социальной инфраструктуры в 90-е гг. практически был приостановлен. Уровень развития материально-технической базы отраслей социальной сферы не соответствует состоянию здоровья населения и не позволяет в полной мере решать задачи повышения его образовательно-культурного уровня, совершенствования социальной помощи социально незащищенным гражданам.

15. Постоянная угроза для относительно устойчиво работающих и базовых предприятий района — это угроза отсутствия оплачиваемого заказа на производимую продукцию, работы и услуги.

1.3 Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения Карачевского района

            В соответствии п.6, ст.17 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поручением Председателя Правительства РФ от 28.12.2005г. № МФ-П11–6508 «О разработке программ комплексного социально-экономического развития» данная программа социально-экономического развития Карачевского района разрабатывается на 5 лет (2009–2013 гг.). Она основывается на положениях Стратегии социально-экономического развития Брянской области на период 2008–2025 гг., Концепции социально-экономического развития района (2003-2010г.г.), и является их «логическим стержнем».

            Опорными точками развития экономики района при обосновании стратегического выбора являются дорожно-транспортная функция, промышленность, строительство, функция малого предпринимательства и агропромышленный комплекс, рекреационная функция и инженерная инфраструктура, а также социальная сфера.

            Основное значение для экономики района играет дальнейшее развитие промышленного производства, которое формирует основную часть доходов бюджетов всех уровней, выполняет ведущую «социообразующую» роль. Предприятиям района оказывается государственное регулирование в промышленной сфере на областном уровне, которое производится на основе реализации коммерческих проектов предприятий района через мероприятия областных целевых программ (ОЦП): «Развитие промышленности Брянской области» и «Развитие лесопромышленного комплекса 2008–2010 г.г.». Предусматривается выделение из областного бюджета средств (в виде субсидирования процентной ставки по кредиту (2/3 ставки рефинансирования) на техническое перевооружение предприятий, модернизацию, реконструкцию и внедрение новых технологий.

            Развитие высокоэффективной промышленности невозможно без реформирования и перехода на инновационное производство, которое повлечет за собой комплексный переход на путь инновационного развития общества. Для дальнейшего развития данного сектора требуется поддержка научных разработок и развитие инфраструктуры, обеспечивающей внедрение их в производство на территории района.

            Уникальное географическое положение района (близость к областному центру, соседство с Украиной и Беларусью, расположение районного центра на автомобильной трассе федерального значения и наличие железнодорожного сообщения) открывает высокие возможности развития коммерческой и в связи с этим дорожно-транспортной функции стратегического выбора.

            Развитие дорожно-транспортной функции определяется необходимостью обслуживания транзитных потоков, существующих и перспективных потребностей промышленности и АПК, а также совершенствования транспортного обслуживания населения. На решение поставленных задач направлены мероприятия до 2013 года по модернизации автодорожной сети и обновлению транспорта, дорожной техники.

Развитие агропромышленного комплекса предполагает развитие собственной продовольственной базы и пищевой промышленности, что в совокупности должно способствовать обеспечению продовольственной безопасности. Основными формами государственного регулирования АПК являются мероприятия «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы», реализуемой в рамках национального приоритетного проекта «Развитие АПК». Участие района в Программе предусматривает устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, обеспечение финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренное развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения, регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и др. Основным путем к достижению финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей должно стать привлечение кредитных ресурсов в возрастающем объеме.

С целью создания необходимых условий для привлечения в животноводство инвестиционных ресурсов, предусмотрено выделение средств федерального бюджета на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым на срок до 8 лет и предназначенным для финансирования строительства и модернизации животноводческих комплексов, сельскохозяйственные организации района активно пользуются такой формой кредитования.

            Для обеспечения динамичного развития стратегических видов экономической деятельности осуществляются необходимые меры по привлечению инвестиций в производственную сферу и инфраструктуру. Другими словами, программной целью в области инвестиционной деятельности является обеспечение ускоренного притока инвестиций в те отрасли и сферы района, в которых обеспечивается наивысшая социальная и бюджетная эффективность. Основной механизм регулирования инвестиционных процессов основан на положениях закона Брянской области «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», который действует с 1996 года. Закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности и направлен на обеспечение роста инвестиций, защиту прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

            С целью дальнейшего формирования инвестиционного климата администрация района осуществляет ряд мероприятий, в числе которых:

продолжается практика предоставления предприятиям, реализующим инвестиционные проекты на территории района, налоговых льгот в доле, зачисляемой в местный бюджет;

некоторым предприятиям района предоставляются субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов.

            Для повышения результативности расходов районного бюджета требуется дальнейшее развитие мер по совершенствованию бюджетной политики. С целью развития налоговой базы и наполнения доходами бюджетов в районе разработаны мероприятия по повышению уровня собственных доходов местных бюджетов в соответствии с постановлением администрации Карачевского района от 5 октября 2006 г. N 295 «Об утверждении мероприятий по повышению уровня собственных доходов бюджета Карачевского района». С этой целью на территории района реализуется программа реформирования системы управления общественными финансами Брянской области. Важным направлением является введение в практику «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР). Проводится реформирование муниципального сектора экономики и подготовка мероприятий административной реформы в рамках ОЦП «Проведение административной реформы в Брянской области».

            Финансовый рынок является одним их главных механизмов реализации инвестиционных программ, национальных проектов и источников повышения благосостояния населения. Эффективных механизмов управления данным сектором еще недостаточно: в районе расположено два филиала — филиал Сбербанка России, филиал Россельхозбанка.

            Развитие малого предпринимательства позволит обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе будет способствовать формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Практическим механизмом, стимулирующим развитие этого сектора, является районная целевая программа (РЦП) «Развитие малого предпринимательства в Карачевском районе 2009-2012». Реализация мероприятий программы направлена на создание условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности, увеличение вклада малых предприятий в развитие района, налоговые доходы бюджета, а также увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства.

            Территориальное и градостроительное развитие требует разработки схемы территориального планирования района, которая предусматривает детальную проработку градостроительного и территориального развития отдельных муниципальных образований (поселений).

            В энергетике,основные мероприятия направлены не только на поддержание работоспособности, но и на существенное обновление основных производственных фондов на базе новой техники, технологий производства,  распределения электроэнергии и тепла. Реализация этих мероприятий позволит избежать образования дефицита генерирующих и сетевых мощностей в муниципальных образованиях — поселениях и организациях района в период до 2013 г. Район участвует в реализации ОЦП «Энергосбережение Брянской области (2005–2010 гг.)», мероприятия направлены на установку приборов учета в бюджетные учреждения района. На крупных предприятиях района разрабатываются собственные программы энергосбережения. Из-за недостатка финансирования проводимые мероприятия носят точечный, локальный характер.

            Для обеспечения устойчивой поставки газа, требуется участие района в ОЦП «Газификация Брянской области 2004–2010 гг.». Газификация населенных пунктов, предусматривает улучшение условий проживания населения района (в первую очередь — сельского) за счет развития сети газоснабжения, а также продолжается перевод общественных учреждений на газовое отопление.

            Повышение качества жизни населения является ключевой целью развития Карачевского района в долгосрочной перспективе и предполагает: развитие положительных демографических процессов и рынка труда, а также, совершенствование социальной сферы. Демографическое развитие — это целый комплекс взаимосвязанных проблем. Реализуемые с 2007 года на федеральном уровне меры поддержки и стимулирования рождаемости уже проявились положительными результатами в нашем районе.

 В основе реализации комплекса мер, направленных на снижение уровня смертности, увеличение рождаемости и эффективности миграционных потоков лежит устойчивое экономическое развитие района на долгосрочную перспективу.

Карачевский район активно участвует в реализации 4-х крупномасштабных национальных проектов — по повышению доступности жилья, улучшению состояния здоровья граждан, повышению качества образования и развития села, имеющих общую цель — повышение качества жизни населения.

            Приоритетными направлениями на рынке труда являются мероприятия по реализации Программы содействия занятости населения Карачевского района на 2009–2011 годы, предусматривающей комплекс мер по регулированию занятости населения на территории района.

            Развитие социальной сферы предусматривает регулирование здравоохранения, образования, жилищного строительства, культуры и спорта. Ситуация в здравоохранении регулируется федеральным законом от 22.07.1993 № 5487–1 «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определяет федеральный закон от 28.06.1991 № 1499–1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». С 2005 года район принимает участие в приоритетном национальном проекте «Здоровье», предусматривающем:

развитие первичной медицинской помощи, в том числе профилактического направления;

обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;

управление проектом и его информационную поддержку.

            Основы правового регулирования в области социальной защиты населения определены федеральными законами: от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15.05.1991 № 1244–1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

            На территории района в области социальной защиты помощь населению оказывается под общим руководством ГУ «Отдел социальной защиты населения Карачевского района».

            В настоящее время основой политики в сфере социальной защиты населения является выработка и реализация единой социальной политики, направленной на повышение качества жизни населения, улучшение социального положения пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей и малообеспеченных слоев населения. Также осуществляется работа по совершенствованию благотворительной деятельности, поощрению и поддержке молодых дарований из малообеспеченных семей, улучшению положения женщин, семьи и детей. С 1996 года в районе действует межведомственная комиссия по вопросам женщин, семьи и детей, которая занимается координацией государственной политики по названным вопросам, разрабатывает меры дополнительной поддержки многодетных семей, решает вопросы по защите интересов детей и обеспечения прав женщин.

            Правовые основы политики в области образования определены федеральным законом от 10.07.1992 № 3266–1 «Об образовании», действует также закон Брянской области от 26.05.1999 № 27-З «Об образовании». Важнейшим механизмом, регулирующим данную сферу является ПНП «Образование», предусматривающий осуществление мероприятий:

стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

информатизация образования;

дополнительное вознаграждение учителей за классное руководство;

ежегодное поощрение лучших учителей.

            На территории района осуществляется реализация областной целевой программы «Жилище (2007–2010 годы)». В целях повышения доступности жилья осваивается государственная поддержка, предусматривающая предоставление субсидий жителям в виде льготных процентных ставок по ипотечным кредитам.

            Принципы государственной политики в области физической культуры и спорта определены федеральным законом от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и законом Брянской области от 14.06.1998 № 22-З «О физической культуре и спорте в Брянской области». Район участвует в ОЦП «Развитие физической культуры и спорта в Брянской области на 2006–2009 гг.». Реализация программных мероприятий позволит увеличить число жителей района, систематически занимающихся спортом, улучшить материально-техническую базу спортивных сооружений, повысить уровень мастерства спортсменов.

            Правовая база сохранения и развития культурыопределена федеральным законом от 09.10.1992 № 3612–1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».  Основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии — федеральным законом от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации», особенности создания и правовое положение музеев —   федеральным законом от 26.05.1996  № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», общие вопросы организации деятельности библиотек — федеральным законом от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле», государственная поддержка народных художественных промыслов — федеральным законом от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах», сохранение исторического и культурного наследия — федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; а также областными законами, регулирующими культурную сферу — закон Брянской области от 15.02.1996  № 10-З «О передаче обязательных бесплатных экземплярах документов в областную научную библиотеку им. Ф. И. Тютчева», закон Брянской области от 11.10.2006 № 90-З «О библиотечном деле в Брянской области», закон Брянской области от 29.12.1997 № 42-З «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия на территории Брянской области», закон Брянской области от 08.02.2006 № 11-З «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Брянской области», закон Брянской области от 07.04.1999 № 23-З «О культурной деятельности на территории Брянской области», закон Брянской области от 13.03.2000 № 10-З «О народных художественных промыслах в Брянской области».

            Основная задача в области культуры -  обеспечение прав граждан на доступ к культурным ценностям, сохранение культурного и исторического наследия и создание условий для улучшения доступа различных категорий населения к культурным ценностям, культурно-историческому наследию, к информации и знаниям.

2. Цели, задачи и сроки реализации программы

Межмуниципальная комплексная Программа социально-экономического развития Карачевского района на период 2009–2013 гг. разработана как взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-хозяйственных, экологических, социальных и других мероприятий, обеспечивающий достижение поставленной цели. Программа уточняет и конкретизирует стратегические приоритеты района и поселений и позволяет оценить результаты реализации Концепции и стратегического выбора в среднесрочной перспективе.

            Согласно Концепции социально-экономического развития района стратегической целью является повышение уровня жизни населения до среднего уровня по области и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного, дорожно-транспортного и человеческого потенциала.

            Целью развития района на программном этапе является формирование устойчивой тенденции социально-экономического развития района на период 2009-2013 годов, позволяющей в долгосрочной перспективе достичь показателя среднего уровня жизни по области и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и дорожно-транспортного потенциала. Достижение ключевой цели возможно при достижении следующих подцелей: увеличение доходов населения; развитие инфраструктуры;  привлечение инвестиций.

Реализация этих целей обеспечивается действиями исполнительных органов власти в рамках выбранного сценария развития района и на основании суммы мероприятий и среднесрочных инвестиционных проектов по каждому из ключевых направлений. Программа предполагает реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.

 Приоритетными задачами в экономике будут являться:

— увеличение объема привлеченных инвестиций в приоритетные направления;

— реализация конкурентных преимуществ района через развитие приоритетных видов экономической деятельности, в которые входят:

 развитие электронной промышленности;

 развитие производства строительных материалов;

 развитие швейного производства;

 развитие пищевой промышленности;

 развитие машиностроительного сектора экономики;

 развитие лесопереработки;

— в области промышленного производства необходимо обеспечить: модернизацию и техническое перевооружение предприятий района; привлечь в район производителей новой наукоемкой продукции и производителей, использующих новые технологические решения; повышение эффективности производства за счет выпуска конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом;

— обеспечение дополнительных доходов бюджета района;

— совершенствование и развитие финансово-кредитного сектора экономики;

— развитие транспортной (автомобильных и железных дорог) и энергетической инфраструктуры, связи;

— развитие различных форм малого бизнеса, а также потребительского рынка и стимулирование развития сферы услуг;

— формирование устойчивой тенденции развития АПК, в том числе пищевой промышленности, позволяющей в долгосрочной перспективе занять устойчивые позиции в секторе производителей качественных продуктов питания, пользующихся платежеспособным спросом.

— развитие рекреационного сектора.

            Приоритетными задачами в социальной сфере и демографии будут являться:

— повышение уровня доходов населения;

— повышение уровня здоровья населения;

— удовлетворение потребностей в образовании, социальной обеспеченности;

— обеспечение занятости населения и достойных условий труда;

— повышение рождаемости, сокращение естественной убыли населения и числа выбывших в другие территории.

Приоритетные цели и задачи деятельности органов муниципальной власти в экономике:

            создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата на территории района, предусматривающее административно-правовое обеспечение условий реализации значительного промышленного потенциала, предусматривающего содействие развитию базовых и перспективных видов производства района, на основе внедрения в производство инновационной и наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью в:

— электронной промышленности;

— промышленности строительных материалов;

-швейном производстве;

-пищевой промышленности;

-машиностроении;

— лесопереработке;

создание условий для динамичного социального развития сельских территорий и эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства путем восстановления и развития производственного потенциала агропромышленного комплекса на качественно новом научно-техническом уровне, соответствующем требованиям современных технологий ведения сельскохозяйственного производства;

            создание условий для повышения эффективности и надежности системы финансовых институтов, а также доступности и качества, предоставляемых юридическим лицам, частным клиентам и населению финансовых услуг;

            разработка и реализация мер, направленных на повышение собираемости налогов и упорядочивание бюджетных расходов, сокращение теневого сектора экономики;

            обеспечение условий для стимулирования и активного развития малого предпринимательства и потребительского рынка, привлечение населения в создание малых предприятий;

            формирование правовой базы при осуществлении градостроительной деятельности на территории района, позволяющей эффективно осуществлять территориальное развитие  и координировать приток инвестиций в муниципальные образования района;

            создание условий для повышения конкурентоспособности и доступности услуг транспортного комплекса для населения через повышение пропускной способности и технической оснащенности транспортной инфраструктуры, развитие связи для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей граждан;

            разработка и реализация мер в области развития энергосбережения и газификации, а также участие района в федеральных и областных программах;

            разработка и реализация мер по улучшению экологической обстановки;

            создание условий для качественной модернизации рекреационного сектора.

            Приоритетные цели и задачи деятельности органов муниципальной власти в социальной сфере:

            создание условий для экономического роста существующих предприятий и реализации перспективных инвестиционных проектов, что будет способствовать повышению доходов населения, основой которых является уровень заработной платы;

            повышение качества и доступности медицинской помощи, повышение обеспеченности населения объектами здравоохранения, образования, социальной сферы, содействие занятости населения, повышение профессионализма и конкурентоспособности трудовых ресурсов через реализацию федеральных, региональных и муниципальных программ; реализация социальных программ является основой для сокращения оттока населения в соседние территории и условием повышения уровня жизни населения;

            создание эффективной системы обеспечения населения качественными услугами (досуговые и развлекательные заведения, гостиничная сфера, социальные магазины, библиотеки, спортивные учреждения) по доступным ценам через стимулирование притока инвестиций в развитие потребительского рынка;

            создание благоприятных условий для восстановления  агропромышленного производства и расширения рынка сбыта продукции на основе привлечения инвестиций в расширение существующих предприятий и строительство новых, а также создание благоприятных условий для внедрения современных инновационных технологий в сельском хозяйстве;

            Для успешной реализации программы предстоит осуществить разработку новых и пересмотр ряда действующих нормативных и методических документов, организовать информационно-аналитическое сопровождение для контроля социально-экономического развития района, обеспечить управление реализацией программы.

            В рамках программы будет проведена работа по всем направлениям, обеспечено финансирование всей совокупности проектов, осуществляемых в рамках программы, созданы благоприятные условия для социально-экономического развития района после завершения программы.

            В программе предусматривается возможность ежегодного уточнения целевых показателей и объемов финансирования по программным мероприятиям, механизма реализации программы и состава исполнителей.

3. Система программных мероприятий

            Реализация программы социально-экономическое развитие района на 2009–2013 годы намечается по ряду взаимосвязанных комплексов, в рамках которых координируются и финансируются мероприятия различных участников программы. Главным содержанием программы является совокупность проектов и мероприятий, выполнение которых обеспечит осуществление программы в целом. На период до 2013 года по программе подлежат выполнению 2        «блоков» мероприятий. Основным принципом при группировке программных мероприятий служит их соответствие стратегическим направлениям, согласно которым все программные мероприятия группируются в соответствии с основными задачами социально-экономического развития Карачевского района.

            Для включения в программу были отобраны проекты с учетом их эффективности на основе требований к инвестиционным проектам в рамках выбранных стратегических направлений и соответствующих основным стратегическим целям Стратегии Брянской области до 2025 года. Финансирование мероприятий программы за счет средств бюджетов будет осуществляться, исходя из реальных возможностей на очередной финансовый год и плановый период.

Перечень и описание проектов и мероприятий программы, их ожидаемые результаты приведены в приложении 1 «Перечень проектов и мероприятий межмуниципальной комплексной программы социально-экономического развития Карачевского района на 2009–2013 годы».

4. Механизм реализации программы

Реализация программы осуществляется на основе положений действующего законодательства, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам программной разработки и направлениям решения актуальных проблем социально-экономического развития Карчевского района.

Цели, задачи и мероприятия программы определены в соответствии с приоритетами экономической политики области, Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года.

Основой организационного механизма реализации программы будет выступать система программно-плановых документов по управлению развитием района, которая включает в себя, прежде всего, стратегию развития Карачевского района, как базу для реализации положений программы. В «пакет» стратегических документов также входит краткосрочный план действий органов исполнительной власти, который является стратегическим документом «переходного периода» на 2009–20011 годы. В этот механизм входят также существующие трехлетние прогнозы социально-экономического развития района, трехлетний бюджет района, стратегические планы органов исполнительной власти, целевые и ведомственные программы, приоритетные национальные проекты, которые комплексно увязаны с программой.

Механизм реализации программы соответствует экономической ситуации, ожидаемой в предстоящие годы.

Главным условием реализации программыявляется привлечение в экономику и социальную сферу района достаточных финансовых ресурсов. Программа предусматривает финансирование из местных бюджетов МО, а также областного и  федерального бюджетов (по согласованию) на безвозвратной основе. Одновременно с этим для финансирования коммерческой части программы предполагаются и другие источники финансирования (раздел «собственные и заемные средства предприятий — внутренние и внешние источники финансирования»). За весь период реализации программы предусматривается изменение масштабов и структуры государственной поддержки программных мероприятий с увеличением в объеме финансирования доли средств местных бюджетов и частных инвесторов.

Наряду с ресурсными мероприятиями в программе намечен ряд организационных мер, которые будут способствовать росту деловой и инвестиционной активности в районе. Особое внимание в ходе выполнения программы уделяется проектам, обеспечивающим создание большого количества рабочих мест, а также создание предприятий, нацеленных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью. Планируется также осуществление ряда мероприятий социального характера, призванных смягчить наиболее острые проблемы в сфере здравоохранения, образования и обеспечения социальных стандартов жизни.

            В совокупности общий механизм реализации программы развития Карачевского района на 2009–2013 годы заключается в исполнении и решении проблем и вопросов местного значения органов муниципальной  власти района и поселений, используя установленные законодательством полномочия в части управления социально-экономическим развитием для достижения поставленных программных целей и включает:

            1. Действия органов муниципального управления Карачевского района по развитию экономических видов деятельности.

            2. Действия по развитию социальной сферы.

            3. Действия по развитию инфраструктуры на территории Карачевского района.

            В условиях сложившейся системы в рамках полномочий органов власти всех уровней необходимо выделить следующие действия, направленные на достижение программных целей:

анализ и подготовка проектной документации по всем объектам, претендующим на финансирование в рамках настоящей программы и обеспечение согласования документации в установленном порядке на местном и областном уровне;

обеспечение проработки проектов развития экономических видов деятельности на территории района и содействие в подготовке проектной документации для получения финансирования за счет собственных и заемных средств предприятий и внебюджетных средств;

обеспечение привлечения средств из внебюджетных источников в проекты развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, в том числе на условиях частно-государственного партнерства.

5. Ресурсное обеспечение программы

            Общий объем расчетных финансовых ресурсов для реализации Программы социально-экономического развития Карачевского района на 2009–2013 годы в ценах 2007 года составляет 9946,612 млн. рублей.

            Программа предусматривает финансирование из местных бюджетов на безвозвратной основе. Финансирование мероприятий программы за счет местных бюджетов будет осуществляться, исходя из реальных возможностей на текущий финансовый год. Средства местных бюджетов определяются решениями представительных органов власти Карачевского района и поселений (по согласованию) на соответствующий финансовый год и плановый период. Финансирование из федерального и областного бюджетов производится по согласованию.

            Мероприятия и проекты программы, реализуемые в Карачевском районе,  финансируются из местных и областного бюджетов на условиях софинансирования в соответствии с действующим законодательством. Все иные мероприятия программы, включающие в себя рекомендуемые инвестиционные коммерческие проекты, организационные мероприятия, финансируются по категории «собственные и заемные средства предприятий».

Основными источниками финансирования  программы являются:

— районный бюджет -                                         8,195 млн. рублей (0,1 процента);

— бюджеты поселений (по согласованию) -  119,182 млн. рублей

                                                                         (1,2 процента), доля каждого:

Карачевского городского -                             19,612млн. рублей (16,5 процента)

Бошинского сельского -                                 18,700 млн. рублей (15,7 процента)

Вельяминовского сельского -                          0,800 млн. рублей (0,7 процента)

Верхопольского сельского -                          41,000 млн. рублей (34,4 процента)

Дроновского сельского -                                  2,540 млн. рублей (2,1 процента)

Мылинского сельского -                                  1,855 млн. рублей (1,5 процента)

Песоченского сельского -                                2,800 млн. рублей (2,3 процента)

Ревенского сельского -                                     4,890 млн. рублей (4,1 процента)

в разделе «экология»                                        8,100 млн. рублей (6,8 процента)

в разделе «образование»                                  5,810 млн. рублей (4,9 процента)

в разделе «культура»                                    13,075 млн. рублей (11,0 процентов)

собственные и заемные

 средства  предприятий                           8913,869 млн. рублей (89,6 процента)

— иные источники (по согласованию):

— областной бюджет -                                 902,676 млн. рублей (9,1 процента).

Объемы и источники финансирования по программе в целом, по инвестиционным проектам и программным мероприятиям приведены в таблицах Приложения I, Приложения II. Оценка бюджетной эффективности 2  наиболее крупных коммерческих инвестиционных проектов (совокупный объем инвестиций каждого более 100 млн. рублей) приведена в таблице Приложения III. Структура затрат по приоритетным направлениям представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура затрат по приоритетным направлениям

(по всем источникам финансирования)

 

Программное направление

млн.рублей

процентов

Ответственный орган исполнительной власти Карачевского района

Архитектура и градостроительство

2,000

0,0

Администрация района, отдел архитектуры и градостроительства

Производственный сектор

8864,900

89.1

Предприятия района (по согласованию)

Потребительский рынок

48,300

0,5

Предприятия района (по согласованию)

Сельское хозяйство

174,550

1,8

Сельскохозяйственные предприятия (по согласованию), ГУ «Карачевское районное управление сельского хозяйства»

Газификация населенных пунктов

5,366

0,1

Администрация района, главы администраций поселений (по согласованию)

Перевод отопления объектов бюджетных учреждений на природный газ

Энергосбережение

6,507

0,1

Администрация района, руководители бюджетных учреждений, главы администраций поселений (по согласованию)

Водоснабжение населения питьевой водой

12,415

0,1

Администрация района, главы администраций поселений (по согласованию)

Экология

106,000

1,1

Администрация района, главы администраций поселений (по согласованию)

Здравоохранение

123,950

1,2

МУЗ «Карачевская ЦРБ», администрация района, главы администраций поселений (по согласованию)

Образование,

демографическое развитие

34,108

0,3

Районное управление образования, главы администраций поселений (по согласованию)

Культура

25,550

0,3

Администрация района, главы администраций поселений (по согласованию)

Физкультура и спорт

29,325

0,3

Администрация района, районное управление образования, главы поселений (по согласованию)

Карачевское городское поселение

417,316

4,2

Администрация городского поселения (по согласованию)

Вельяминовское сельское поселение

13,300

0,1

Администрация сельского поселения (по согласованию)

Ревенское сельское поселение

9,390

0,1

Администрация сельского поселения (по согласованию)

Верхопольское сельское поселение

41,000

0,4

Администрация сельского поселения (по согласованию)

Песоченское сельское поселение

2,800

0,0

Администрация сельского поселения (по согласованию)

Дроновское сельское поселение

2,540

0,0

Администрация сельского поселения (по согласованию)

Мылинское сельское поселение

5,905

0,1

Администрация сельского поселения (по согласованию)

Бошинское сельское поселение

18,700

0,2

Администрация сельского поселения (по согласованию)

Итого

9946,612

100,00

6. Оценка результативности, социально-экономических и экологических последствий от реализации программы

            В соответствии с целью программы на период до 2013 года намечается создание устойчивой тенденции экономического развития Карачевского района, позволяющей в долгосрочной перспективе достичь показателя среднего уровня жизни в Брянской области и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного, дорожно-транспортного и человеческого потенциала на базе реализации «оптимального» сценария развития района. Реализация программы обеспечит следующие результаты:

            Увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий обрабатывающих производств. По этому показателю в 2005 году район (51351 рубль/чел.) отставал от средних значений по области — в 2005 году уровень района составлял 56,1% от среднего по области показателя. В соответствии с программой и оптимальным сценарием развития объем отгруженных товаров, работ, услуг на занятое в экономике население возрастет и составит: в 2009 году  — 89474 рубля, в 2010 году102632 рубля, в 2011 году — 115789 рублей, 2012 году  — 126500 рублей, в 2013 году — 139150 рублей на человека, занятого в экономике района.

            Увеличение объема инвестиций в основной капитал. Программа предполагает увеличение объема инвестиций на душу населения — в 2009 году  до 4363 рублей, в 2010 году до 5092 рублей, в 2011 году до 6144 рублей, 2012 году до 7 446 рублей, в 2013 году до 9 161 рубля на человека.

            Увеличение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Реализация мероприятий программы позволит достичь уровня среднемесячной заработной платы в год — в 2009 году 8158 рублей, в 2010 году 9386 рублей, в 2011 году 10789 рублей, 2012 году 11868 рублей, в 2013 году 13055 рублей на человека.

            Увеличение объема производства промышленной продукции. Итогом развития обрабатывающих производств в 2013 году станет увеличение объема производства промышленной продукции в 2,0 раза до уровня 1,33 млрд.  рублей.

            При реализации всех коммерческих проектов будет обеспечено поступление дополнительных платежей в бюджеты всех уровней в объеме 44,1 млн. рублей, из них будет получено в бюджеты в 2009 году 6,8 млн. рублей, в 2010 году 8,0 млн. рублей, в 2011 году 9,2 млн. рублей, в 2012 году 9,6 млн. рублей, в 2013 году 10,5 млн. рублей.            Будет создано 0,4 тысяч новых рабочих мест в промышленном производстве.

             Реализация программных мероприятий в АПК позволит:

 достичь стабильного роста сельскохозяйственного производства — индекс физического объема сельскохозяйственного производства в 2011–2013 гг. составит 3–4 процента;

 ввести в эксплуатацию за 2009–2013 гг. 10 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;

 повысить почвенное плодородие путем увеличения внесения удобрений и проведения фосфоритования (не менее 3 тыс. га ежегодно)  и известкования (до 5 тыс. га в 2013 г.) на значительных площадях;

 повысить уровень механизации сельского хозяйства, активно применять лизинговые схемы для обновления основных фондов (приобретение сельхозорганизациями более 20 тракторов, 10 зерноуборочных комбайнов, 10 кормоуборочных комбайнов);

 осуществить строительство завода по выпуску комбикормов, нескольких новых животноводческих комплексов (ферм) КРС, свинокомплексы и провести реконструкцию существующих комплексов (ферм) с целью наращивания поголовья скота и повышения его продуктивности;

 обеспечить значительный рост валового сбора зерна;

 развить современные финансовые инструменты, позволяющие снижать риски неурожаев основных сельскохозяйственных культур;

 поднять общий уровень эффективности всей системы хранения сельхозпродукции, снизить потери при хранении;

 создать системы подготовки и переподготовки управленческих и производственных кадров в сфере АПК;

 создавать благоприятные условия для проживания и работы в сельской местности, в т. ч. через увеличение объема жилищного строительства в сельской местности;

 дать импульс развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств.        Будет решен комплекс задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты и занятости населения.

            В здравоохранени. реализация программных мероприятий позволит:

 снизить заболеваемость и смертность населения района в трудоспособном возрасте;

внедрить в практику здравоохранения высокотехнологичные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных;

 улучшить качество жизни и здоровья детей;

 снизить случаи осложнений при сахарном диабете;

 снизить смертность населения по причинам социальных потрясений;

обеспечить участие в профилактических мероприятиях в целях противодействия злоупотреблению наркотиков среди подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет;

не допускать случаев младенческой смертности.

            В сфере образования ожидается:

рост числа обучающихся в учреждениях начального профессионального образования (УНПО) на основе прямых договоров с юридическими и физическими лицами до 0,3 тыс. человек в 2013 г.;

организация 100-процентного доступа общеобразовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования к информационным ресурсам глобальных компьютерных сетей к 2013 г.;

увеличение доли детей и молодежи от 6 до 18 лет, вовлеченных в систему дополнительного образования до 65 процентов к 2013 г.;

охват дошкольным образованием 85 процентов детей в возрасте 5–6 лет;

уменьшение количества аварийных и ветхих зданий учреждений образования;

повышение качества подготовки учащихся;

оптимизация сети образовательных учреждений;

адаптация  в  обществе  детей-сирот  и  детей, оставшихся без попечения родителей;

улучшение здоровья детей.

            В области физической культуры и спорта реализуемые мероприятия позволят достичь следующих результатов:

увеличить число жителей района, занимающихся физической культурой и спортом и ведущих здоровый образ жизни;

повысить интерес детей, подростков и молодёжи к занятиям физической культурой и спортом;

увеличить долю детей возраста 6–15 лет, занимающихся спортом,  до 30 процентов к 2013 году;

обеспечить участие большего числа спортсменов из района в чемпионатах и первенствах по области, по России;

укрепить материально-техническую базу учреждений физической культуры и спорта;

создать эффективную систему профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди молодёжи средствами физической культуры и спорта.

            В сфере культуры реализуемые мероприятия позволят добиться:

роста ежегодного количества посещений музея, библиотек населением района;

увеличение количества экземпляров новых поступлений в библиотеки;

роста количества общедоступных (публичных) библиотек, оснащенных компьютерной техникой и доступом в Интернет, до 10;

качественного улучшения системы охраны культурного наследия и технического состояния памятников истории и культуры;

удовлетворения культурных запросов всех категорий населения района;

развития туризма, в т. ч. сельского.

            В жилищном строительстве реализация программных мероприятий будет способствовать:

достижению годового ввода жилья к 2013 году до 3 тыс. кв. м общей площади жилья;

увеличению количества молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных кредитов и займов) при оказании содействия за счет всех источников финансирования, до 25–30 в 2007–2013 годах;

росту жилищной обеспеченности населения;

повышению доступности приобретения жилья;

повышению уровня адресной поддержки населения, связанной с оплатой жилых помещений и коммунальных услуг;

повышению качества коммунальных услуг, безопасности и комфортности проживания.

Будет улучшена экологическая обстановка в районе.

7. Организация управления программой и контроль над ходом ее реализации

Муниципальными заказчиками программы социально-экономического развития Карачевского района на 2009–2013 годы является администрация Карачевского района, администрации поселений (по согласованию), отраслевые бюджетные учреждения (по согласованию), а также участниками программы являются предприятия и организации (по согласованию), которые несут ответственность за организацию своевременного выполнения проектов и мероприятий, намеченных программой.

При организации управления программой социально-экономического развития Карачевского района на 2009–2013 годы и контроля ее реализации будет использована уже существующая схема, которая полностью оправдала себя при реализации целевой программы социально-экономического развития Карачевского района на 2006–2008 годы.

Методическая и координирующая функция по реализации программ в районе возложена заместителей главы района и на отдел экономики и торговли администрации Карачевского района под общим руководством главы администрации района.

Руководство программой позволит:

эффективно реализовать на практике сочетание территориальных и отраслевых задач развития;

своевременно представлять обоснованные рекомендации по экономическому, организационному и правовому механизму исполнения Программы;

координировать отдельные функциональные мероприятия, утверждать планы по распределению денежных ресурсов по направлениям и проектам, обеспечивать увязку текущей деятельности органов исполнительной власти, имеющих отношение к реализации программных мероприятий;

представлять мероприятия программы в органах законодательной и исполнительной власти.

К основным функциям руководства относятся:

участие в оперативном контроле выполнения своих обязательств предприятиями и ведомствами, получающими в рамках программы бюджетную поддержку;

мониторинг выполнения мероприятий;

прием заявок предприятий и организаций, участвующих в программе, на получение поддержки для реализации разработанных ими мероприятий и инвестиционных проектов;

проверка соответствия заявок установленным требованиям.

Администрация Карачевского района заключает контракты, обеспечивающие реализацию инвестиционных проектов и мероприятий в рамках программы, а также организует текущий контроль их выполнения. Организация контроля выполнения программы соответствует особенностям управления реализацией ее мероприятий. Содержание контроля, осуществляемого администрацией Карачевского района, обеспечивает своевременное и полное осуществление мероприятий и проектов и отражает реальное разделение уровней ответственности за принятие решений.

Администрация района по данным системного контроля и с учетом выделенных на реализацию программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели, состав исполнителей и затраты по программным мероприятиям.

8. Мероприятия по реализации стратегических проектов на программном этапе

После описания основных инструментов и мероприятий экономической политики органов исполнительной власти района, направленной на достижение стратегических планов района, следует изложить последовательность мероприятий по реализации приоритетных проектов в рамках этих стратегических приоритетов. Следовательно, требуется составить перечень конкретных действий для органов исполнительной власти, учитывая их функции и полномочия, посредством которых они будут реализовывать прямые и косвенные формы сопровождения проектов в рамках реализации стратегических приоритетов, а также внести предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы.

            В целом, конкретные действия органов исполнительной власти по сопровождению стратегических проектов сводятся к прямым и косвенным методам взаимодействия инвесторов и исполнительных органов власти. Прямое сопровождение проектов предполагает использование финансовых средств районного и местных бюджетов (софинансирование) для их реализации; косвенные методы сопровождения — организационная поддержка этих проектов.

8.1 Финансовая и организационная поддержка стратегических проектов

Методы прямой финансовой поддержки по реализации стратегических приоритетов Карачевского района предусматривают использование средств бюджетов в различных формах и опираются на положения региональных законов и местных НПА, которые регулируют инвестиционную деятельность на территории рАона, в целом, и налоговую политику инвестиционной деятельности, в частности. В свою очередь, данные нормативно-правовые акты действуют на основании федеральных НПА, которые определяют полномочия органов исполнительной власти по регулированию инвестиционной деятельности. Таким образом, исходя из существующих полномочий органов местной исполнительной власти, и на основе действующих механизмов по финансовой поддержке стратегических проектов со стороны органов власти, следует предложить рекомендации по их доработке в целях полномасштабной реализации стратегических проектов.

Полномочия органов исполнительной власти района по финансовой поддержке стратегических проектов:

Полномочия, предоставленные федеральным законодательством и законодательством субъекта

Осуществление инвестиционных проектов, направленных на развитие социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований (федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»  и от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);

Проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»);

В порядке и пределах, которые предусмотрены  Налоговым кодексом Российской Федерации (№ 17-ФЗ от 05.08.2000), законами субъектов Российской Федерации о налогах могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения

 Полномочия, предоставленные законодательством Брянской области

На основе закона Брянской области от 19.08.1996 № 29-З «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области» следует выделить действующие механизмы по финансовой поддержке инвестиционной деятельности:

за счет средств областного бюджета предоставляются субсидии на возмещение части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов (в пределах двух третьих ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита);

            ставка налога на прибыль организаций в части суммы налога, зачисляемой в областной бюджет, устанавливается:

            для инвесторов, направляющих средства на реализацию инвестиционных проектов, в размере 13,5 процентов на срок реализации инвестиционного проекта, но не более 5 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта;

            для лизингодателей, получающих прибыль от лизинговых операций, в размере 13,5 процента на срок до 3 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.

            организациям, направляющим собственные средства на развитие производства, предоставляются следующие налоговые льготы:

            ставка налога на прибыль организаций, в части суммы налога, зачисляемой в областной бюджет, для предприятий всех форм собственности, осуществляющих создание новых, реконструкцию и модернизацию существующих производств, устанавливается в размере 13,5 процента не более 5 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.

освобождаются от уплаты налога на имущество организации, осуществляющие создание новых, реконструкцию, модернизацию существующих производств и реализующих инвестиционные проекты на период с момента возникновения связанных с этим затрат до окончания срока реализации инвестиционного проекта, но не более 5 лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта.

8.2 Экономические методы воздействия на  инвестиционные процессы

            Экономические методы управления воздействия на инвестиционные процессы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности различных субъектов регионального инвестиционного рынка, а также создать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего взаимоувязывать общественные и частные интересы. Экономические методы могут быть прямыми и косвенными. И те, и другие предусматривают использование налоговых, кредитно-денежных, бюджетных, антимонопольных и прочих инструментов.

Таблица

Экономические методы воздействия на инвестиционные процессы в районе

Прямые методы

Косвенные методы

Бюджетные

Формирование структуры доходов и расходов бюджета района (в т. ч. бюджета развития);

Целевые программы  развития;

Прямые капитальные вложения;

Отношения собственности;

Возмещение части затрат инвестора по привлеченным кредитам на реализацию инвестиционных проектов через областные ведоства;

Участие в областном конкурсном отборе инвестиционных проектов;

Участие в областных Капитальных трансфертах муниципальным образованиям для поддержки инвестиционных проектов органами местного самоуправления; Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на финансирование утвержденных инвестиционных проектов.

Развитие отсталых территорий и отраслей.

Подготовка и обучение специалистов в области инвестиционного менеджмента.

Предоставление поддержки по инвестиционным проектам за счет средств бюджета

Налоговые

Определение налоговых ставок, порядка и сроков уплаты местных налогов.

Рассмотрение вопроса о предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством

Антимонопольные

 Регулирование цен и тарифов.

Установление определенного уровня цен на некоторые товары и услуги.

Развитие конкурентной среды.

Создание бизнес-инкубаторов.

Предоставление информационных и консультативных услуг по организации бизнеса, инвестиционному бизнес-планированию и пр

Внешнеэкономические

Торговая политика.

Привлечение иностранных инвестиций.

Прочие

Выпуск облигационных займов.

Определение условий и порядка природопользования.

Предоставление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами.

Страхование рисков.

Инвестиционная и инновационная инфраструктура должна состоять из специализированных фондов, информационных и рекламных агентств, центров продвижения иностранных инвестиций при администрации, выставочных, демонстрационных и бизнес-центров, технопарков, учебно-деловых центров и пр.

8.3 Рекомендации по организации схем прохождения административных процедур инвесторами, реализующими инвестиционные проекты на территории района

            Схема прохождения документов при принятии решения Инвестиционным советом при администрации района о целесообразности оказания поддержки:

            передача инвестиционного проекта в уполномоченный орган с приложением соответствующих документов:

            регистрация инвестиционного проекта и внесение данных об этом проекте в реестр (или возврат документов на доработку либо отказ в регистрации в случаях, если держатель инвестиционного проекта представил неполный пакет документов или сообщил о себе недостоверные данные);

            проведение отраслевой экспертизы инвестиционного проекта органами исполнительной власти района для направления в областные структуры;

            оформление экспертного заключения уполномоченного органа о целесообразности оказания поддержки инвестиционному проекту;

            рассмотрение инвестиционного проекта на Инвестиционном совете;

            уполномоченный орган уведомляет в письменной форме держателя инвестиционного проекта о решении, принятом на заседании Инвестиционного совета;

            подготовка заключения Инвестиционного совета (либо отказ в предоставлении поддержки и возврат документов либо возврат документов на доработку);

            контроль осуществляется согласно «Порядку оценки бюджетной и социальной эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов», утвержденному постановлением администрации области.

            Обязательные условия инвестиционного соглашения между администрацией района и инвестором:

 объем и сроки инвестиций;

перечень обязательных к достижению показателей, характеризующих получение экономического и (или) иного полезного для района эффекта;

условия и формы поддержки инвестиционной деятельности;

формы отчетности, порядок и сроки ее предоставления.

            Права и обязанности сторон, ответственность сторон за нарушение условий инвестиционного соглашения, порядок и основания его досрочного расторжения, иные условия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством.

***Объемы финансирования подлежат уточнению на очередной финансовый год.


Приложение I
Приложение II
Приложение III
Приложение IV

Ваш Контроль

Яндекс цитирования