1

С 1 января 2016 года в деятельность заказчиков введены обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок, обоснованию закупок (ст. ст. 16, 17, 18 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»).

Заказчики обязаны составлять планы закупок. В планах закупок необходимо указывать цели осуществления закупок, наименования объектов закупки, сроки (периодичность) осуществления закупок, объемы финансового обеспечения, некоторые иные сведения (ч. 2 ст. 17 Закона N 44-ФЗ). План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона N 44-ФЗ).

Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии со ст.21 Закона № 44-ФЗ на основании планов закупок заказчики обязаны формировать план-график закупок. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Эти ограничения вступили в силу с 1 января 2017 года.

Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Согласно ч.5 ст.21 Закона № 44-ФЗ местные администрации  должны принять правовой акт, устанавливающий порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения муниципальных нужд. Правовой акт принимается с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ № 554 от 05.06.2015.

Заказчики обязаны обосновывать все закупки, которые включаются в план закупок, план-график (ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемых закупок целям осуществления закупок, определяемых с учетов ст. 13 Закона N 44-ФЗ.  Так при формировании плана-графика обоснованию подлежат:

1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона № 44-ФЗ;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 Закона № 44-ФЗ, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Порядок обоснования закупок и форма такого обоснования утверждены постановлением Правительства РФ № 555 от 05.06.2015.

Кроме того, местные администрации устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в соответствии с общими правилами нормирования, закрепленными в ч.3 ст.19  Закона № 44-ФЗ, том числе:

1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;

2) правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, соответственно подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и  муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов. 

На основании правил нормирования, утвержденных местной администрацией, муниципальные органы утверждают требования к закупаемым ими и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

За нарушение изложенных выше норм закона установлена административная ответственности. В частности, нарушение срока утверждения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) или срока размещения плана закупок, плана-графика закупок (вносимых в эти планы изменений) в единой информационной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ч.4 ст.7.29.3 КоАП РФ).

Включение в план закупок или план-график закупок объекта или объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцать тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ч.1 ст.7.29.3 КоАП РФ).

Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ранее десяти календарных дней со дня внесения изменений в план-график в отношении такой закупки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  тридцати тысяч рублей (ч.1.5 ст.7.30 КоАП РФ).

Размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере тридцати тысяч рублей (ч.1.6 ст.7.30 КоАП РФ).

Неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей (ч.3 ст.7.30 КоАП РФ).

Помощник прокурора

Карачевского района                                                                              Л. А. Усачева