|
Икона «Преподобный Тихон Карачевский» 19 в. Эмаль |
Известных нам изображений святого всего четыре.
Первое — в синодике Воскресенского монастыря, Тихоновой пустыни. «На обороте же первого листа синодика наклеена картинка, изображающая монастырскую церковь, по сторонам которой имеются изображения (во весь рост) преподобного Арсения и Тихона Карачевского, а в верху их лик Господа Иисуса Христа, простирающего к ним Свои божественные длани». Образами для выполнения композиции послужили, характерные для Москвы, парные изображения двух святых во весь рост перед Спасителем или Богоматерью, как в случае с местно чтимой на Брянщине иконой святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.
Следующий образ, изображающий Тихона Карачевского, был выполнен на крышке деревянного надгробия. «В гробнице, под деревянной доскою, сокрыт образ преподобного Тихона Карачевского, писанный на дереве в рост».
В июне 1906 года Орловская Духовная Консистория направила в Императорскую Археологическую комиссию фотографический снимок с надгробной плиты с изображением инока Тихона. Снимок выполнен «в фотографии К. К. Бабянской г. Карачева». В это время производили «большой ремонт» Воскресенской церкви. Снимок этот сохранился до наших дней и находится он архиве ИИМК РАН г. Санкт — Петербурга. Образом для местных ростовых икон рубежа ХУП-ХУШ веков могли послужить надгробные изображения святых. Примерами подобных изображений могут служить произведения Московского Кремля и других русских храмов и монастырей. В конце XIX века, вероятно, епархиальным начальством были заказаны ростовским мастерам — финифтяникам эмалевые нагрудные иконки св. Тихона Карачевского. В наше время сохранился единственный образок Преподобный Тихон Карачевский, размер в рамке 5.3×6.0см, размер эмали 3.2×4.0см. На иконке в полный рост изображен святой, по левому краю написан могучий ствол дерева с пышной кроной и двумя толстыми ветвями на которых стоят две иконы (ствол написан лишь частично). Нижняя икона — Господь Вседержитель, верхняя — Пресвятая Богородица без Младенца. Над головой святого надпись, выполненная мелкими, почти скорописными, буквами черной краской: «пр. Тихон Кар.»
Предположительно, что в основу иконографии XIX века преподобного Тихона Карачевского легла иконография Тихона Калужского. 5 декабря 2003 года установлено празднование Собору Брянских Святых, в который вошел и преподобный Тихон Карачевский, а в 2004 году, состоялось обретение мощей святого преподобного Тихона.
Глотов С. В.,
заведующий Карачевского краеведческого музея
В Карачевском краеведческом музее представлена икона с изображением преподобного Тихона Карачевского. Все желающие могут посетить музей в любой день (кроме понедельника).
Преподобный Тихон подвизался близ города Карачева во второй половине XVI — начале XVII века. Им был основан за рекой Снежетью Воскресенский монастырь, называемый Тихоновой Пустынью. Время основания обители неизвестно, но известно, что в 1585 году ею управлял уже игумен Захарий.
Преподобный жил на столпе, в небольшой круглой келлии, возвышавшейся над вторым этажом деревянного монастырского храма. С этого столпа ему хорошо были видны окрестности, и он ударами в вестовой колокол предупреждал горожан о набегах крымских татар.
Преподобный Тихон был погребен в основанной им обители, в склепе под спудом. Память его чтится местно 16/29 июня, вместе с памятью Святителя Тихона Амафунтского. В этот день из Карачевского городского собора и других храмов города в Воскресенский монастырь совершался Крестный ход, чтобы почтить память основателя обители, в Карачев приходили Богомольцы из отдаленных мест. После Крестного хода в городе устраивалась девятидневная ярмарка.
В 1614–1615 годах Воскресенский монастырь был дотла выжжен и разорен польско-литовскими отрядами. В 1625 году обитель возродилась. Архидиакон Павел Алеппский, посетивший монастырь в 1654 году, писал, что храм в честь Воскресения Словущего в то время был из кедрового дерева, с высокой колокольней и галереей.
В 1697 году на средства царевны Татьяны Михайловны вместо обветшавшего деревянного храма был построен двухэтажный каменный. Верхний ярус — в честь Воскресения Словущего, нижний — в честь Смоленской иконы Божией Матери с приделом Святителя Тихона Амафунтского. В этом приделе находился склеп с гробницей над местом погребения Преподобного Тихона. В 1760-х годах вместо придела нижнего яруса был сооружен каменный притвор. В склепе хранилась икона Святого в полный рост.
Обитель неоднократно разорялась, а в 1764 году была упразднена.
В годы оккупации, во время Великой Отечественной войны, в Воскресенском храме совершалось Богослужение. После освобождения Карачева советскими войсками храм был закрыт. В 1970-е годы он находился в полуразрушенном состоянии. В храме был устроен склад селитры.
В начале 1990-х годов храм был отреставрирован. Приходское Богослужение в нем возобновилось с 1998 года. По-прежнему здесь почитается память Преподобного Тихона, вновь написана его икона — вместо древней, утраченной в годы войны. По ходатайству Преосвященного Феофилакта, Епископа Брянского и Севского, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 августа 2004 года Карачевский Воскресенский монастырь был возрожден.