Администрация Карачевского района

г.Карачев, ул.Советская, 64, эл.почта:inbox@karadmin.ru

Get Adobe Flash player

Новые материалы сайта

1

cafqcrrn.png 

 Успешное формирование законодательных основ противодействия коррупции, которые в Российской Федерации составляют Федеральный закон № 273-ФЗ от 25.12.2008 г «О противодействии коррупции», Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», утвержденные Президентом Российской Федерации национальные плановые и стратегические антикоррупционные документы, а также иные нормативные правовые акты, призванные обеспечить их реализацию, ставит новые актуальные задачи в сфере противодействия коррупции перед органами, представляющими все ветви власти, заинтересованными институтами общественности, науки и бизнеса. На сегодняшний день одна из основных задач, стоящих перед заинтересованными институтами государства и общества в сфере противодействия коррупции, заключается в осуществлении мониторинга результатов применения на практике норм антикоррупционного законодательства на федеральном и региональном уровнях, как инструмента, призванного минимизировать проявления коррупции, снизить их риски, а также решить комплекс вопросов процессуального и обеспечительного характера.  

       

              Высокая актуальность этой задачи обусловлена необходимостью дальнейшего развития антикоррупционного законодательства в целях обеспечения наступательного характера мер, принимаемых в целях противодействия коррупции с учетом практики и имеющейся специфики, свойственной конкретной сфере, в которой реализуется государственная антикоррупционная политика.

        Применительно к коррупции право, устранить наиболее «узкие», т. е. коррупциогенные места в уже существующем регулировании общественных отношений и т. п. Это прямо признано в Федеральном законе РФ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ-273). Пункты 4 и 5 ст. 3 названного закона требуют «комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер», а также «сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами» в деле противодействия коррупции. Перефразируя законодателя, эффективность правового противодействия коррупции прямо пропорциональна эффективности работы по минимизации ее причин.

       Надо особо отметить: цель противодействия коррупции прямо не указана ни в законодательстве о противодействии коррупции, ни в политических установках первых лиц государства, что существенно снижает эффективность антикоррупционной деятельности. Косвенно о цели противодействия коррупции позволяют судить лишь отдельные положения антикоррупционного законодательства, например, принципы этой деятельности, которые, кстати, во многом являются декларативными.

Таковым, например, в современных условиях является принцип «неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений», который закреплен в п. 4 ст. 3 ФЗ-273. Этот принцип уже много лет не встречался в отечественном законодательстве, и не только применительно к борьбе с коррупцией. Цель полного искоренения коррупции, тем более с помощью правовых средств, заведомо недостижима и утопична.

       Если коррупция — не какое-то внешнее вторжение в здоровый организм, а вытекающее из самих фундаментальных характеристик  общества явление, то всякого рода представления о возможности бравым натиском, лихой кавалерийской атакой победить коррупцию — несерьезны.

       Не менее опасны и представления о возможности вырезать, уничтожить коррупцию, абсолютно очиститься от нее. Это — или утопические мечты, или заблуждения, или, хуже, обман. Еще один вывод: само понятие «борьба» относится только к одной из частей коррупции: к ее крайностям, «нарывам», и к одной группе методов — к «хирургии». В отношении же основной части коррупции более правилен термин «противодействие». Именно он включен в название закона. Поэтому представляется необходимым четко закрепить на уровне закона цель противодействия коррупции как минимизацию коррупционных проявлений, а указным правом вводить качественные границы коррупции, с которой должны бороться правоохранительные органы (чтобы не тратить силы на мздоимцев, «зарабатывающих» по несколько тысяч рублей), и обозначать те сферы общественной жизни, противодействие коррупции в которых является в этом году (сезоне, пятилетке и т. п.) приоритетным. Такая система позволит, во-первых, быстро адаптировать правоохранительную систему к изменению обстановки, во-вторых, устранить ее реагирование на «низовую» коррупцию, и, в-третьих, избежать распыления сил и средств противодействия коррупции.

Общая характеристика российского законодательства о противодействии коррупции. Российское антикоррупционное законодательство складывалось на протяжении многих десятилетий. Основные его положения сформировались задолго до того, как противодействие коррупции было признано одним из приоритетных направлений деятельности всей системы государственных органов.

       Принятые в конце 2008 г. законы существенно усилили правовую основу для противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции. Усиление правовой основы противодействия коррупции достигнуто тремя способами.

Первый способ: закрепление общих подходов к противодействию коррупции в ФЗ-273.

Дано понятие коррупции. Принятые законы в сочетании с имевшимся правовым инструментарием обеспечивают условия для реализации комплекса взаимоувязанных организационных, политических, материально-технических и правовых мер, направленных на нейтрализацию коррупционных проявлений, предпринимаемых различными органами власти, специальными службами, организациями и гражданами.

И надо признать: потенциал антикоррупционного законодательства крайне высок. Если реализовать все рамочные нормы, включенные в него, то ситуация в стране может кардинально измениться. Например, революционными изменениями грозит организационно-кадровой работе в органах власти такое положение п. 5 ст. 6 ФЗ-273, как «внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении».

        К сожаленью часть нововведений до сих пор не работатет. Это, например, институт конфликта интересов и порядка его разрешения.

Ещё одна тема — декларации, которые заполняются чиновниками. Неукоснительное соблюдение этих ограничений и запретов, формирование атмосферы нетерпимости к их пренебрежению является тем инструментарием, который непосредственно воздействует на причины коррупции, способствует удержанию чиновников от нарушений закона.

Однако мы прекрасно понимаем, что нынешняя система декларирования, как и всякая система, несовершенна. Скажем откровенно, существует масса способов укрыть те или иные доходы от декларирования. Но как первый шаг это всё равно неплохо, потому что теперь уже все понимают, что надо декларировать доходы, как принято во всём мире.

Второй способ: систематизация действующих и новых норм о противодействии коррупции посредством принятия ФЗ-273.

Третий способ: введение новых правовых норм или модификация уже действующих в целях противодействия коррупции.

В международном праве действуют три антикоррупционные конвенции: две европейские (гражданско-правовая и уголовно-правовая) и конвенция ООН. Однако Россия ратифицировала только 2 конвенции: европейскую уголовно-правовую и конвенцию ООН. Учитывая, что в Конвенции ООН против коррупции превалируют уголовно-правовые положения, можно сделать вывод: РФ признала приоритетным репрессивное противодействие коррупции.

В чем причина нереализованности конвенционных гражданско-правовых инструментов? Объяснимо это, во-первых, неготовностью российских государственных и муниципальных органов, финансово-кредитных учреждений к развертыванию различных систем, позволяющих реализовать меры, предусмотренные в европейской гражданско-правовой конвенции. Например, системы тотального контроля над доходами и расходами граждан. Именно такая система помогает многим странам выявлять коррупционные поступки людей и, соответственно, создает у населения представление, будто бы любой факт коррупции может попасть в поле зрения компетентных органов

Рассмотрение подзаконных нормативных актов, образующих реализационный механизм положений ФЗ-273, свидетельствует о том, что правовая репрессия является наиболее урегулированной: почти все указы Президента РФ, принятые в 2009 г. в рамках противодействия коррупции, детализируют именно технологии борьбы с коррупцией.

Репрессивные нормы обычно демонстрируют низкую эффективность, если над ними не возвышаются серьезные правоустанавливающие нормы. Поэтому без решения вопросов, например, достойной оплаты труда служащих, обеспечения их качественным «социальным пакетом» и т. п. карательное воздействие права приведет, в лучшем случае, к частой сменяемости кадров.

        Подводя черту рассуждениям о приоритетах в правовом противодействии коррупции, следует обратить внимание на стремление законодателя более широко использовать метод правовой формализации и нормативизации деятельности всех вероятных субъектов коррупции. Речь идет о более детальной регламентации полномочий различных организаций, государственных и муниципальных органов и их сотрудников, это в свою очередь порождает доминирование процедуры над сутью деятельности. Значительные силы отвлекаются от решения сущностных задач на оформление всевозможных документов, хотя документом, с точки зрения формального содержания, назвать их иногда сложно. Этот вопрос крайне актуален для всех государственных и муниципальных органов и от его решения напрямую зависит эффективность их деятельности, в том числе и в сфере самой же борьбы с коррупцией.

       В Карачевском районе в целях реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом Российской Федерации от 31.08.2008 № Пр-1568, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также в целях эффективного решения вопросов противодействия коррупции и устранения причин, ее порождающих выполняются следующие мероприятия:

- проводится антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Карачевского района, направленная на выявление нормативных положений, способствующих возникновению коррупционных отношений, и устранение факторов, повышающих вероятность коррупционных действий;

- проводятся проверки персональных данных муниципальных служащих администрации Карачевского района и граждан, поступающих на муниципальную службу, и сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых кандидатами при поступлении на муниципальную службу в администрацию Карачевского района;

- осуществляется контроль за соблюдением муниципальными служащими администрации Карачевского района ограничений, предусмотренных законодательством о муниципальной службе;

- осуществляется контроль за подачей в органы государственной налоговой службы по месту постоянного жительства муниципальных служащих деклараций о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.

        Повышение объективности и прозрачности управленческих процессов обеспечивается в значительной мере использованием информационных технологий.

Завершая рассмотрение проблем противодействия коррупции, необходимо отметить следующее: потенциал антикоррупционного законодательства огромен, и то, что в отечественном законодательстве появился соответствующий федеральный закон, интегрировавший достижения различных отраслей права, как говорится, дорогого стоит. Задача видится лишь в том, чтобы устранить некоторые нестыковки и огрехи, а также обеспечить качественное соблюдение нормативных предписаний всеми субъектами правоприменения.

Руководитель аппарата

администрации Карачевского района

С. В. Шутова

 

Яндекс цитирования