Администрация Карачевского района

г.Карачев, ул.Советская, 64, эл.почта:inbox@karadmin.ru

Get Adobe Flash player

Новые материалы сайта

1

Реформа нужна, чтобы решить нерешенные ранее проблемы российской пенсионной системы и обеспечить социально-приемлемый уровень пенсионного обеспечения россиян в средне- и долгосрочной перспективе.

Напомним, что ключевые преобразования в пенсионной системе произошли в 2002 году. В ее основу были положены страховые принципы, была изменена система формирования и учета пенсионных прав, введен накопительный компонент обязательного пенсионного страхования. С 1 января 2010 года была проведена валоризация (переоценка пенсионных прав граждан старшего поколения, сформированных до 1991 года), а единый социальный налог заменен страховыми взносами напрямую в Пенсионный фонд России и другие социальные внебюджетные фонды.

Между тем, анализ и актуарные расчеты показывают, что пенсионная система работает недостаточно эффективно, т. к. до сих пор не решены ключевые вопросы:

•Отсутствуют достаточные страховые источники для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне в долгосрочной перспективе.

Пример: Сегодня коэффициент замещения заработка трудовой пенсией по старости составляет в среднем по стране 36,2%. При сохранении нынешних правил в пенсионной системе к 2030 году он упадет до 25%, к 2040 году будет еще меньше.

•Нарастает финансовая несбалансированность пенсионной системы, в т. ч. по причине снижения численности плательщиков страховых взносов и роста количества получателей пенсий.

Пример: Сегодня численность работающих граждан в 1,6 раза превышает численность пенсионеров. Однако, уже в 2028 году по оценкам экспертов численность работающих и пенсионеров сравняется. В этом случае дефицит бюджета ПФР в 2030 году превысит 3 трлн руб, что почти в 3 раза превышает нынешний уровень (1,075 трлн руб. в 2012 году).

•Сохраняется институт досрочных пенсий в солидарной системе без определения источника их финансирования страхового характера.

Пример: Сегодня каждый третий гражданин, выходящий на пенсию, – пенсионер-досрочник. Выплата ему досрочной пенсии осуществляется за счет страховых отчислений всех участников пенсионной системы. Проще говоря, страхователи за троих работников в пенсионную систему платят по одному тарифу, но один из них уходит на пенсию на 5 или даже 10 лет раньше других. Работодатели – владельцы рабочих мест с вредными условиями труда (работа на которых является основанием для досрочного выхода на пенсию) не несут никакой дополнительной финансовой нагрузки для выплаты пенсий этим работникам.

•Нарастают риски, связанные с сохранностью и обесцениванием пенсионных накоплений при неразвитых финансовых институтах. Если сохранить формирование пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования при нынешних тенденциях индексации страховой части пенсии и показателях доходности от инвестирования пенсионных накоплений, пенсионные права граждан, имеющих накопительный компонент по ОПС, формируются в мЕньшем объеме.

Пример: Трудовая пенсия гражданина 1967 года рождения при его выходе на пенсию в 2032 году при прочих равных условиях будет на 13,8% ниже, чем у гражданина 1966 года рождения, не имеющего накопительной части пенсии по ОПС (27 941 руб. против 30 928 руб.)

Если не делать ничего, не устранить эти проблемы — сохранение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан уже в среднесрочной перспективе станет невозможным.

 

2. Какие задачи должна решить реформа?

 

обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% (при нормативном страховом стаже и средней заработной плате);

 

достижение приемлемого уровня пенсий для среднего класса за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах;

 

обеспечение совокупного минимального дохода пенсионера на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, а также среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5 — 3 прожиточных минимумов пенсионера;

 

поддержание приемлемого уровня страховой нагрузки для работодателей с единым тарифом страховых взносов для всех категорий работодателей;

 

обеспечение баланса между формируемыми пенсионными правами и источниками их финансирования;

 

развитие трехуровневой пенсионной системы: государственная пенсия – корпоративная пенсия – частная пенсия (с упором на два последних уровня для высокооплачиваемых граждан);

 

повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы.

При этом основными принципами формирования пенсионных прав должны стать:

•         адекватность пенсионных прав заработной плате гражданина / объему страховых взносов, которые уплачиваются за него (в т. ч. при его непосредственном участии);

•         учет продолжительности трудового стажа и возраста выхода на пенсию

•         обеспечение минимальных пенсионных гарантий не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.

3. Что считается «социально-приемлемым» уровнем пенсионного обеспечения, на достижение которого ориентирована Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы?

Это уровень пенсионного обеспечения, соответствующий международным стандартам, в т. ч. 102-й Конвенции Международной организации труда. Она предусматривает 40%-ый коэффициент замещения утраченного заработка пенсией для основной когорты лиц, выходящих на пенсию. А также обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5–3 прожиточных минимумов пенсионера.

4. Какую модель пенсионной системы предлагает Стратегия?

В Стратегии отмечается необходимость формирования в России трехуровневой пенсионной системы.

Первый, базовый уровень — формируется из трудовой пенсии в рамках государственной публичной системы обязательного пенсионного страхования. Источник — обязательные страховые взносы работодателей. Этот уровень должен обеспечивать при нормативном страховом стаже и при средней заработной плате коэффициент замещения пенсией утраченного заработка до 40 процентов.

Второй уровень – корпоративная пенсия, которая должна формироваться как за счет взносов работодателей, так и самих работников (на основе трудовых договоров, коллективных договоров и целевых соглашений с работодателем).

Третий уровень – частная пенсия, которая формируется самим работником, физическим лицом. Такие пенсии также могут и должны стимулироваться работодателем.

Эти три уровня должны в совокупности к 2030 году позволить выйти на коэффициент замещения до 60–70 процентов утраченного заработка. Особенно, это касается граждан со средним и высоким уровнем доходов.

5. Стратегия долгосрочного развития вводит новое правило формирования пенсии: 40 – 20 – 40 – 20. Что это значит?

Расчеты показывают, что коэффициент замещения заработка трудовой пенсией на уровне 40% обеспечивается при 40 годах трудового стажа и уплате с него страховых взносов в 20% от заработной платы. Для расчета размера пенсии брался период нахождения на пенсии, равный 20 годам (это расчетная величина, т. к. выплата пенсий носит бессрочный, пожизненный характер; на 2013 году законодательно утвержден период нахождения на пенсии19 лет, среднестатистический срок нахождения на пенсии сейчас составляет 21 год).

При этом для представителей среднего класса будут созданы условия для достижения адекватного их заработкам уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.

Важно! Нормативный стаж, необходимый для получения максимальной пенсии от государственной солидарной системы пока не определен. В настоящий момент Правительство по поручению Президента РФ прорабатывает вопрос снижения данного нормативного стажа с 40 до 35 лет.

Нормативный стаж будет дополнительно рассчитываться после принятия принципиального решения о реформировании пенсионной системы в соответствии со Стратегией долгосрочного развития.

Для справки: сегодня в среднем по Российской Федерации средний стаж людей, выходящих на трудовую пенсию,— 32 года.

6. Не является ли требование к нормативному стажу фактическим повышением пенсионного возраста? Или, наоборот – причиной реального снижения размера пенсий? Женщинам будет трудно совместить выработку 40-летнего стажа с рождением и воспитанием детей.

Стратегия не предусматривает повышение общеустановленного пенсионного возраста. У женщин сохранится право выхода на пенсию в 55 лет, у мужчин — в 60 лет. Но чем позднее гражданин будет выходить на пенсию, и чем продолжительнее у него будет трудовой стаж, тем выше у него будет размер трудовой пенсии. Если трудовой стаж будет меньше 40 лет, то и пенсия будет ниже, чем 40% от среднего заработка.

Гражданин сам будет решать, когда лично ему выгодней выходить на пенсию.

При этом, нестраховые периоды, которые сейчас входят в стаж (например, периоды ухода женщиной за ребенком или нетрудоспособным членом семьи) также будут входить в нормативный стаж. Изменение законодательства в этом направлении не планируется.

Кроме того, Стратегией предусмотрена возможность гражданам участвовать в корпоративной и частной пенсионных системах, что позволит увеличить коэффициент замещения утраченного заработка даже при отсутствии нормативного стажа.

Еще раз обращаем внимание, что нормативный стаж, необходимый для получения максимального размера пенсии в рамках государственной системы обязательного пенсионного законодательства, пока не определен.

 

7. Сохранится ли льгота – при назначении трудовой пенсии по старости включение в страховой стаж периодов службы в армии, ухода за ребенком и др.?

Такие периоды по-прежнему будут входить в стаж при расчете размера пенсии. Изменение законодательства не планируется.

7. Будут ли и дальше выплачиваться пенсии работающим пенсионерам?

Да, будут.

В перспективе возможно ограничение на выплату пенсии или части пенсии работающего пенсионера, если его зарплата выше средней.

Н. Демчук

начальник управления Пенсионного фонда по Карачевскому району

Яндекс цитирования