Администрация Карачевского района

г.Карачев, ул.Советская, 64, эл.почта:inbox@karadmin.ru

Get Adobe Flash player

Новые материалы сайта

Опрос

Разделы сайта

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
1

Село Ружное Карачевского района

Историческая особенность Карачевского района – расположение на непосредственной границе с Диким Полем, что вызвало существование здесь наряду с крепостными крестьянами большой группы мелких служилых людей – однодворцев.

Однодворческий костюм отличался от костюма крепостных крестьян, но, к сожалению, он не изучен. Преобладающим на территории Карачевского уезда был характерный для южновеликорусской полосы комплекс женского костюма, основным отличительным элементом которого была понева. 

Народная культура местного населения, в том числе и костюм, была тесно связана с культурой соседних Брянского, Болховского и Орловского уездов.

Село Ружное одно из древних сел Карачевского района. До 1764 г. было владением Карачевского Воскресенского монастыря.

Костюм женщин села Ружное характерен для всей территории Карачевского уезда, хотя, как и везде, наблюдались локальные различия. Замечательный русский этнограф Н. Лебедева выделила костюм с. Ружное в особую 21 группу на исследованной ею территории Брянской и Калужской губерний, для которой были характерны следующие признаки: рубаха с косыми и прямыми поликами, понева-разнополка, бисерные украшения («головное» и «увязка», лапти-рачки и лапти московского типа). Лебедева подробно описала местный головной убор.  К этой же группе народного костюма Лебедева отнесла жителей Бутре, Прилеп, Чичкова, Синезерок, Рябчич, Гремячего, Лбов.

Основными элементами женского костюма с. Ружное были рубаха, завеска у незамужних; подвязывались подпояской, по праздникам украшали нагрудными и спинными украшениями. Замужние женщины надевали ещё и понёву, при этом наружу выставлялись рукава и подол.

 

Понёва. В селе Ружное впервые понёва одевалась на молодую женщину после венчания и затем носилась постоянно. Руженская понёва относилась к типу распашных. Это наиболее древний и распространенный тип понёв, длиной до щиколоток.

Со слов урожёнки с. Ружное Макренковой Е. П. 1937 г. р., полотно для понёв ткалось в 2 нити из тонкой овечьей шерстяной нити домашнего прядения. Рисунок полотна у всех был одинаков – клетчатый.  Прямоугольная клетка

3,5×7 см образовывалась благодаря сочетанию продольных и поперечных нитей белого, красного и жёлтого цветов шириной до 1 см, называемых «дорогами». Окрас понёв был черного цвета, самого древнего для этой одежды.

Понёва состоит из трех полотнищ, называемых «полки», одно из которых приходится сзади, а два других, пришитых к нему, по бокам. Спереди полотнища не сшивали. Места соединения полотнищ украшались. На них нашивали ленточную шёлковую тесьму. 

 

У пояса на боках в местах соединения полотнищ были пришиты парчовые жёлтого цвета прямоугольники 5×16 см, которые назывались «лягушки»

Такие понёвы одевались по праздникам. Повседневно замужние женщины носили понёвы без лягушек.

В понёвах молодых замужних женщин красный цвет был более выражен. Чёрный цвет – у пожилых.  При подвязывании понёвы, рубаху делали с напуском.  Это помогало не сковывать движения женщины и создавало объём тела.

 

Завеска (передник) – неотъемлемая часть комплекса одежды крестьянки. В селе Ружное передник женщины называли завеской. Значение завески – предохранять одежду при работе от загрязнения.  Носили завески праздничные и будничные.  Праздничные завески были двух видов.

Первые шились из одного полотнища льняного холста, перегнутого по утку, с разрезом прямоугольной формы посередине для продевания головы.  Завески были без рукавов. Отверстия для головы и рук обшивались красной нитью.

Второй вид праздничных завесок состоял из двух частей: «нагрудника» и «конца». Эта завеска шилась по такому же принципу, но длина ее была до середины бедра. От середины бедра пришивался «конец». Длина «конца» примерно 40 см. Он состоял из двух частей. Верхняя часть до 20 см.— браная затканка шлёнской нитью красного цвета.

Основной цвет – красный и зелёный. Белый, жёлтый и синий цвет использовался в малом количестве для отделки.  

 

Головной убор села Ружное значительно отличается от головных уборов в других местностях Брянщины. Головной убор неразрывно связан с причёской. Головные уборы девушки и замужней женщины сильно отличались друг от друга. Обычный головной убор замужней женщины назывался «головное», после венчания на молодуху одевали «увязку» или «канку», которую она должна была носить в течение года по большим праздникам.

Женский головной убор села Ружное относился к типу полотенцевых. Этот тип головных уборов известен в 2-х видах: головное – обычный головной убор замужней женщины и увязки – головной убор, надеваемый после венчания на молодуху и носимый в течение года по самым большим праздникам. Надевался он всего 2 или 3 раза за всю жизнь.

Общей чертой того и другого головного убора является его нижняя часть, называемая кичка. Кичка – это мягкий чепец, сшитый из прямоугольной полосы холста с «рожками» и с завязками. Рожки – обязательный элемент кички села Ружное.

 

Руженский головной убор замужней женщины состоял из обыкновенного холщевого полотенца длиной 150 см и около 40 см шириной.

Головной убор, надеваемый после венчания на молодую женщину, в селе Ружное назывался «головное». Убор состоял из кички, хохла, причёлка, позатыльника и вязок (увязок).

 

Рогатая кичка, надеваемая под вязки, отличается тем, что спереди её пришивается круглая палочка, примерно 4 см длиной, для того, чтобы за неё удобнее было прицеплять остальные части головного убора.

Головное красным хохлом одевали на молодую строго на второй день свадьбы и только в том случае, если она была непорочна.

Сначала молодой женщине заплетали 2 косы и укладывали вокруг головы «венцом». Затем одевали кичку. Поверх кички накладывали хохол. Это был кусок ярко-красного шёлка размером примерно 30/45 см, который окутывал затылок и спереди надо лбом присборивался веером. Затем крепились вязки. Шесть кистей-шнуров из шёлка длиной 40 см с пришитой серебряной бахромой десятисантиметровой длины с одной стороны, другой стороной были пришиты к оставшимся шести кистям-шнурам с помощью прямоугольной планки 7/20 см из плотной ткани. В свою очередь, эти шесть кистей-шнуров также были пришиты к серебряной бахроме.

 

Вязки надевались на затылок концом, свободным от бахромы, перекидывались наперёд, обходя вокруг хохла, и откидывались бахромой опять на затылок.

Сзади под шнуры надевается позатыльник из позумента монастырской работы, спереди-причёлок из того же позумента тоже монастырской работы.

Головное передавалось из поколения в поколение, и каждая женщина после венчания пришивала к вязкам очередные нити серебряной бахромы. По количеству нитей серебряной бахромы можно было определить, сколько женщин данного рода выходило замуж в этом головном.

Украшения. К праздничной женской и девичьей одежде непременно надевали нагрудные, спинные и ушные украшения.

К нагрудным украшениям относились: плетеный из бисера жерёлок, одеваемый вокруг шеи; монисто, которое располагалось чуть ниже жерёлка; яркие стеклянные и дутые бусы вешались ярусами и образок с изображением Божией Матери на ленточке до 1,2 м длиной.

К спинным украшениям относились яркие цветные ленты, пришитые и присборенные на тесьме (шнуре).  

 

Пояс. В селе Ружное пояса называли подпоясками. Подпояски были двух видов: плетеные и тканые. Размер подпоясок варьировал от 10 до 30 см шириной и до 3-х метров длиной.

 

 ВИДЕО

Яндекс цитирования